В решающей серии Кубка Гагарина ключевую роль сыграют основные голкиперы команд — Даниил Исаев из «Локомотива» и Зак Фукале из «Трактора». Оба вратаря являются одними из ведущих в Лиге и второй год подряд успешно доходят до поздних стадий плей-офф. Давайте подробно разберем особенности игры этих двух стражей ворот.
Работа хоккейного вратаря кажется простой: главное — не пропустить шайбу. Однако современный хоккей насыщен стандартными игровыми ситуациями: прямые броски с определенных дистанций, передачи под бросок сходу, игра в условиях трафика перед воротами, подставления. Поэтому каждый профессиональный голкипер действует не хаотично, а согласно четкому плану. Набор технических и тактических действий — что делать и в какой момент — формирует индивидуальную систему игры вратаря, которая доводится до автоматизма на тренировках.
Даниил Исаев и Зак Фукале представляют совершенно разные вратарские школы и стили. Это делает их противостояние в финале особенно интригующим, ведь они выступают за команды с непохожими игровыми моделями, и задачи, помимо основной — ловить шайбу — будут решать специфические для своих коллективов.
Важное уточнение: дать исчерпывающую оценку технико-тактическим действиям вратаря без знания конкретных требований тренера и деталей оборонительной системы команды сложно. Цель данного анализа — выявить системные, повторяющиеся аспекты их игры, не углубляясь в причины тех или иных решений.
Исаев — блокирующий тип, Фукале — реагирующий
Современные вратари повсеместно используют стойку «баттерфляй», цель которой — максимально перекрыть нижнюю часть ворот и оказаться на пути броска. Скорость полета шайбы часто не оставляет времени на чистую реакцию. Однако игра слишком динамична, чтобы полагаться только на блокирование. Вратарям постоянно приходится «реагировать» — подстраиваться под полет шайбы, перемещаться в момент броска, активно работать руками.
Антропометрические данные и физические способности существенно влияют на стиль. Исаев (183 см) — скорее «блокирующий» вратарь, а Фукале (188 см) — более «реагирующий».
Голкипер «Локомотива», несмотря на не самый высокий по современным меркам рост, компенсирует это игрой на границе вратарской и даже за ее пределами. Он старается «выглядеть больше», не садится слишком рано в низкую стойку, не давая бросающему хорошего обзора. Этот прием часто работает, и полевые игроки отмечают, что иногда просто не видят свободных мест для броска.
Основная задача вратаря при прямом броске — перекрыть максимальный угол обстрела корпусом и щитками, используя руки для парирования шайб, летящих мимо. Важно при этом не «терять» ворота, оставаясь в большинстве случаев на траектории броска. Неправильный выбор позиции не только ведет к пропущенным шайбам, но и затрудняет перемещение при изменении игровой ситуации, например, при передаче на дальнюю штангу. Конечно, вратари уровня КХЛ не допускают грубых позиционных ошибок, но на таком уровне даже сантиметры имеют значение.
В прошлом плей-офф позиционные неточности уже приводили к голам в ворота Исаева в серии против «Трактора». Например, в одном из эпизодов, заняв позицию вполоборота для возможного перемещения при поперечной передаче, он в итоге оказался не в створе прямого броска и безуспешно пытался дотянуться до шайбы.
Даже занимая верную позицию по броску, Исаев не всегда успевает быстро среагировать руками и прижать их к корпусу, что иногда приводит к нежелательным голам.
Фукале (188 см) играет глубже, в пределах площади ворот («в краске»). Он более терпелив на ногах, что позволяет ему контролируемо и быстро перемещаться. С другой стороны, это часто вынуждает его реагировать на броски уже в движении, а не из сбалансированной стойки, что создает проблемы с отскоками, рикошетами и подставлениями. Он хорошо читает игру, но из-за глубины позиции оставляет за спиной много пространства. Пропускает он в тех случаях, когда среагировать уже поздно, а у нападающего открыт большой угол для броска.
В одном из моментов глубина игры Фукале не позволила ему полностью перекрыть створ броска (помимо других нюансов эпизода).
Фукале, даже находясь в позиции для блокирования, часто предпочитает «реагировать» и иногда просто не успевает быстро «сложить» щитки.
Исаев более «агрессивен», Фукале — компактен
Исаев, играя за пределами вратарской, вынужден совершать более длинные перемещения. Помимо стандартного Т-образного шага, он нередко перекатывается на щитках даже там, где это не строго необходимо. Он очень техничен, но иногда сам усложняет себе игру, делая ее более энергозатратной. В активном движении на коленях сложнее контролировать правильность расположения относительно угла броска и общие ворота.
В примере игры в меньшинстве Исаев, выйдя за границы вратарской, не успевает под перевод и вынужден тянуться в шпагате, теряя при этом шайбу из вида. С трудом возвращается в ворота, но затем идеально выбирает позицию под прямой бросок.
Еще один пример из предыдущего плей-офф, иллюстрирующий возможные требования в системе «Локомотива» («дальний взят»). Исаев справляется с первым броском, но, выкатившись далеко и не перпендикулярно броску, вынужден тянуться за шайбой, теряя возможность для сбалансированного движения.
Фукале, возможно, не идеален технически, но своей системе следует почти всегда. Играя глубоко, он перемещается на короткие дистанции и даже в меньшинстве часто успевает занять позицию под бросок, оставаясь на ногах. Однако, иногда он чуть опаздывает с опусканием на щитки или делает это в движении, теряя баланс. Это сказывается на контроле отскоков, и его игра сильно зависит от того, насколько хорошо защитники «подчищают» пятак. Тем не менее, тактика Фукале работает: в большинстве случаев он успевает перекрыть створ (хотя бы частично) до броска, а затем «доигрывает» позицию, реагируя по ситуации.
В отличие от Исаева, который может выкатиться слишком далеко, Фукале иногда наоборот откатывается. В одном из эпизодов при правильном выборе позиции он дает отскок «перед собой», а затем в ожидании, кто завладеет шайбой, откатывается назад, открывая значительную часть ворот.
Как справляются с поперечными передачами и бросками с хода
Особенность вратарского катания — преобладание латеральных движений (влево-вправо). Перемещения вдоль синей линии относительно просты, но движение шайбы по всему периметру зоны обороны — то ближе, то дальше от ворот — значительно усложняет задачу. Чем активнее атакующая команда пасует, тем больше перемещается вратарь, и тем труднее ему каждый раз идеально занимать позицию: находиться на нужной глубине, правильно перекрывать створ и не терять ворота.
То же самое относится к действиям после сэйва, если шайба не зафиксирована. Необходимо быстро оценить ее расположение и сделать движение к новой точке. Чем «проще» вратарь совершает спасение (реагирует с ног, не растягивается, сохраняет баланс), тем легче ему будет отреагировать на отскок и надежно доиграть эпизод.
В примере Исаев использует длинный Т-шаг, короткие «шаффлы», затем два отталкивания на щитках и теряет ворота, оставаясь на коленях — в уязвимой позиции как для прямого броска, так и для голевой передачи за спину. Однако этот эпизод нетипичен для обороны «Локомотива»; чаще вратарь может спокойно играть по бросающему, но, как видно, даже при прямом броске не всегда удается выйти идеально позиционно. Зачастую Исаев находится в нужном створе, но не держит перпендикулярную линию к броску, что приоткрывает дальний угол.
Движения Фукале короче, и он до последнего остается на ногах. Опускается на щитки («слайд») только по броску. Практически всегда приходит к штанге, а не перед ней, чтобы использовать ее как опору для толчка в другую сторону. Контролировать отскоки при таком стиле тоже проблематично, поэтому надежная игра защитников на подборе остается критически важной для Фукале.
Гибкость и пластичность Исаева против терпения и скорости Фукале
Если вратарь постоянно совершает «невероятные» сэйвы и попадает в нарезки лучших моментов, это часто может свидетельствовать о том, что он не всегда успевает за развитием игры. Множество эффектных спасений являются следствием позиционных ошибок, допущенных ранее.
Тем не менее, игра изобилует нестандартными ситуациями, когда приходится делать сэйвы «не по учебнику». Гибкость — способность растянуться — является важным инструментом в арсенале голкипера.
Исаев — атлетичный, гибкий и пластичный вратарь. Но иногда он использует «растяжку» там, где было бы достаточно сыграть более контролируемо, на ногах или в слайде на щитках.
В одном из эпизодов игрок, выходя «в ноль», «качнул» Исаева. Благодаря шпагату — единственному оставшемуся варианту — вратарь не позволил забить себе в противоход.
Гибкость явно не самая сильная сторона Фукале. Все поперечные движения он «терпит» на ногах до последнего, стараясь перемещаться контролируемо на щитках, но никогда не уходит в глубокий шпагат. Иногда этого не хватает, чтобы дотянуться до шайбы после быстрого перевода.
Работа на трафике: Исаев ловит, Фукале уязвим к подставлениям и рикошетам
Игра в условиях трафика перед воротами — это скорее тактика, чем техника. Большинство вратарей при плохом обзоре действуют по принципу «не вижу сверху — ищу снизу». Исаеву иногда не хватает роста, чтобы оставаться на прямых ногах и видеть поверх игроков. При этом его задача чаще всего сводится к поиску обзора и ловле прямого броска, поскольку игроки «Локомотива» редко допускают подставления, как показано в одном из примеров.
Забить Исаеву в трафике можно, если сойдется несколько факторов. В одном эпизоде он вынужден опуститься и немного сместиться к ближнему углу, чтобы найти шайбу, но в последний момент обзор закрывает свой же игрок. Тем не менее, Исаев реагирует, смещаясь по траектории полета шайбы, но делает это «вслепую», хотя почти цепляет шайбу ловушкой.
Фукале, играя глубоко, почти всегда вынужден высматривать шайбу из низкой стойки, постоянно меняя направление взгляда. Такое «раскачивание» отнимает драгоценные доли секунды, и иногда он не успевает увидеть шайбу не только в момент броска, но и при переводе.
Аналогичный пример: Фукале активно ищет шайбу внизу, буквально упираясь в игрока соперника, и в момент броска смещается в сторону, лишая себя возможности среагировать на возможное подставление.
Игра у штанги — вызов для обоих (и для всех современных вратарей)
Техника игры у штанги постоянно развивается. Термины вроде «реверс», «оверлэп» появились относительно недавно. На первый взгляд, взять бросок с острого угла просто — достаточно прижаться к штанге. Но возникает вопрос: как именно прижаться? Стоя? Сидя? На одном колене? А если игрок не бросит, а отдаст пас на дальнюю штангу или уедет за ворота? В ответ на эти вопросы появились техники, цель которых — не только заблокировать бросок, но и сохранить мобильность для быстрого перемещения при любом развитии ситуации.
Стоит отметить, что помимо уже неестественного для суставов «баттерфляя», относительно новый «реверс» еще менее физиологичен. Чрезмерное и необоснованное использование таких техник увеличивает нагрузку и риск травм у вратарей.
В одном из видео Исаев использует «оверлэп» — перекрывает ближний угол, выходя чуть вперед (возможно, сильнее, чем нужно), за штангу, и садится в баттерфляй в ожидании броска. Он делает это, даже если шайба у игрока на неудобной стороне и опасный бросок маловероятен. Главный минус этой техники показан на видео: потеряв штангу как опору, очень сложно быстро «закрутиться» в противоположную сторону и вернуться к воротам.
Фукале в подобной ситуации предпочитает из оверлэпа (причем более глубокого) перейти в «реверс» — положить ближний щиток к штанге и прижаться к ней корпусом. Нападающие уже изучили эти моменты и стараются поймать вратаря в момент перехода, бросая между штангой и вратарем.
В другом примере Фукале внезапно демонстрирует элемент «старой школы» — присаживается на одно колено, показывая, почему эта техника постепенно ушла в прошлое.
Оба умеют играть нестандартно и спасать команду
Командная тактика и действия игроков предсказуемы, но игра часто выходит за рамки шаблонов. Шайба может менять направление, рикошетить, отскакивать от бортов или попадать за шиворот.
В такие нестандартные моменты вратари должны уметь делать сэйвы, основанные не на выученной технике, а на инстинктах и игровом мышлении. Однако, оба голкипера иногда выпадают из своей системы там, где этого не ждешь от надежного первого номера в плей-офф: Исаев — тактически, увлекаясь слишком агрессивным и энергозатратным катанием, Фукале — технически, не успевая среагировать и оставаться в сбалансированной позиции, что вынуждает его использовать нечто среднее между баттерфляем и «старой школой» (например, отбивая шайбу коньком). Тем не менее, совершать ключевые спасения в решающие моменты — важнейшее качество «кубкового» вратаря.
Исаев, оказавшись отыгранным, разворачивает клюшку плашмя к штанге, чтобы полностью перекрыть нижнюю часть ворот, не выпуская ее из руки, чтобы избежать удаления за бросок клюшки.
Фукале в одном из эпизодов не выключился из игры и не стал апеллировать к арбитрам (хотя на мгновение казалось, что он отвлекся на удар по шлему). Он доиграл момент до конца, продемонстрировав чудеса реакции.
Подобные ситуации хорошо иллюстрируют еще одно важное вратарское качество — способность бороться за каждый момент до конца. Если Исаева практически невозможно увидеть «выключенным» — он будет прыгать, крутиться и стоять на голове до последнего — то Фукале иногда может необъяснимо потерять концентрацию и переключить внимание с шайбы на происходящее вокруг.
Разные задачи: Определенные у Исаева, простор для творчества у Фукале
Как и сами вратари, их команды имеют разные подходы к обороне. «Трактор» иногда допускает выходы соперника с численным преимуществом (два в одного, три в два), их позиционная оборона не всегда столь строга. Поэтому Фукале придется «подтаскивать» команду, совершая нестандартные спасения в моменты сбоев в обороне.
Исаеву, вероятно, не придется творить сверхъестественное, что, возможно, сложнее психологически — от кубкового вратаря ожидается, что он должен брать видимые броски. Другая важная часть его работы — не допустить собственных ошибок, не терять позицию, увлекаясь агрессивным выкатом или растяжкой. Подставлений, добиваний и контратак у ворот «Локомотива», скорее всего, будет минимум.